Инструменты содействия международной торговле в государствах-членах евразийского экономического союза на примере Кыргызстана

 

Кыргызская Республика первая среди государств – членов Евразийского экономического союза стала членом Всемирной торговой организации. На протяжении последних лет руководство Кыргызской Республики ведет последовательную политику реформ, на- правленных на упрощение процедур торговли и переходу на между- народные стандарты.

Важную роль в проводимой в Кыргызской Республике работе играют международные организации и международные доноры. Так, с участием Европейской экономической комиссии ООН, Азиатского банка развития, GIZ и других организаций в Кыргызской Республике был реализован масштабный проект по внедрению информационной системы «Тулпар» – механизма «единого окна» во внешнеэкономической деятельности [5].

При поддержке Экономической и социальной комиссии по Азии и Тихому океану и Евразийской экономической комиссии был организован ряд семинаров по дальнейшему развитию механизма «единого окна» и перехода на трансграничную безбумажную торговлю. 

Значимость данных мероприятий для Кыргызской Республики возрастает с учетом ее участия в глобальных проектах КНР – «Один пояс, один путь», проектов Евразийского экономического сою- за – «Цифровые транспортные коридоры», «Цифровая торговля», «Транзитные системы ЕАЭС» и др.

В Кыргызской Республике была проведена большая аналитическая работа по оценке текущего уровня внедрения мер содействия торговли и готовности государственных органов и бизнеса перейти технологии трансграничной безбумажной торговли.

Так, согласно глобальному исследованию ООН по реализации мер содействия торговли и безбумажной торговли, уровень реализации в Кыргызстане составляет лишь 37,63 % [3].

В соответствии с рейтингом Всемирного банка «Doing Business» по направлению «Международная торговля» Кыргызская Республика в 2018 году занимает 84 место [6]. Необходимо отметить, что про- веденные реформы позволили Кыргызстану существенно подняться

  • в рейтинге за последние годы (с 183 места в 2016 году).

    По другому интегрированному показателю Всемирного банка –

  • индекс развитости логистических сервисов Кыргызская Республика в 2018 году занимает 132 место [1], соседствуя с Африканскими странами и Венесуэлой.

    Кроме этого, необходимо отметить довольно низкий уровень нотификации положений Соглашение Всемирной торговой организации по содействию торговли [4]. В Кырзгызской Республике уровень нотификации норм по категории А составляет только 7,6 % [2].

    Результаты анализа свидетельствуют о большом потенциале Кыргызской Республики по дальнейшему совершенствованию процедур торговли. Исследования выявили направления совершенствования, в частности – повышение прозрачности государственного регулирования ВЭД, упрощение государственных формальностей, переход на трансграничную безбумажную торговлю, выстраивание информационного взаимодействия с ключевыми торговыми партнерами.

В ответ на выявленные пробелы в регулировании и процедурные барьеры в торговле ЕЭК ООН в 2017 году запустила проект

в Кыргызстане: «Укрепление национального потенциала институтов поддержки торговли», с особым вниманием управлению цепями по- ставок, упрощению процедур импорта и экспорта, а также внедрению механизма «единого окна».

Авторы статьи приняли в вышеуказанном проекте участие и по результатам его осуществления определили дальнейшие шаги в сторону содействия международной торговли, которые приведены в настоящей статье.

В рамках вышеуказанного проекта ЕЭК ООН разработан учебный тренинг, состоящий из трех модулей:

1) Глобальные цепи поставок;
2) Упрощение процедур импорта, экспорта и транзита;
3) Реализация и совершенствование механизма «единого окна». Тренинг предназначен для сотрудников государственных органов, участвующих в регулировании и контроле внешнеэкономической деятельности, а также для участников ВЭД, желающих углубить • свои знания международных стандартов, рекомендаций и лучших практик в области трансграничной торговли. •

Министерство экономики Кыргызской Республики поддержало проведение семинаров-тренингов и помогло с их организацией, приглашением представителей государственных органов и бизнеса.

Семинары-тренинги состоялись в трех городах Кыргызской Республики – Бишкек, Ош и Джалал-Абад.

Формат мероприятия предполагал, как теоретическую, так и практическую части. Слушатели семинара-тренинга участвовали в обсуждениях по темам, заполняли опросные формы, учились проводить анализ бизнес-процессов, составляли перечень рекомендаций по дальнейшему совершенствованию процедур при импорте и экспорте.

Информация, представленная слушателям в ходе семинаров, бы- ла актуальная, в целом была воспринята позитивно и вызвала обратную связь.

Участники семинаров, обладающие знаниями и практическим опытом международной торговли, проявили большой интерес

к представленным материалам, приняли активное участие в дискус- сиях, дали оценку материалам, высказали пожелания и рекоменда- ции к представленным материалам.

Необходимо дополнительно отметить интерес научных кругов к тематике семинара. Большое количество преподавателей Кыргызского экономического университета им. М. Рыскулбекова приняло участие в семинаре в городе Бишкек. Полученные знания преподаватели оценили как необходимые для их учета для развития программ преподавания и формирования новых компетенций у студентов и слушателей курсов повышения квалификации в Кыргызском экономическом университете им. М. Рыскулбекова.

В ходе семинаров были выявлены следующие проблемные вопросы, связанные с международной торговлей в Кыргызской Республике.

Отсутствие полной и точной информации, связанной с правила- ми доступа товаров на рынок Китайской Народной Республики.

Слушателями были обозначены следующие проблемы:

– сложность в понимании информации, размещенной на китайских информационных ресурсах, о правилах доступа товаров на рынок Китайской Народной Республики;

–  плохое знание требований, предъявляемых к товарам при им- порте со стороны контрольных органов Китайской Народной Республики;

–  плохое знание перечня документов, которые должны сопровождать поставку товаров на территорию Китайской Народной Республики;

–  сложность в понимании порядка получения в Китайской На- родной Республике документов, необходимых для импорта то- варов в Китайскую Народную Республику.

–  сложность доступа транспортных средств экономических операторов Кыргызской Республики на территорию Китайской Народной Республики для импорта в Кыргызскую Республику товаров Китайской Народной Республики. В этой связи в подавляющем количестве товары Китайской Народной Республики ввозятся в Кыргызскую Республику китайскими перевозчиками.

– обеспечение безопасности товаров, импортируемых из Китайской Народной Республики в Кыргызскую Республику.

– качество и безопасность для здоровья человека товаров, импортируемых из Китайской Народной Республики в Кыргызскую Республику, вызывают критику.

При этом неудовлетворительно выстроен информационный об- мен между таможенными органами Кыргызской Республики и органами, контролирующими соблюдение требований к качеству и без- опасности товаров.

Таможенные органы Кыргызской Республики самостоятельно принимают решение о возможности ввоза и очистки товара Китайской Народной Республики. Таможенные органы Кыргызской Республики принимают такое решение без информирования и согласования с государственными органами Кыргызской Республики, отвечающими за качество и безопасность товаров. Товары Китайской Народной Республики, не отвечающие установленным требованиями к качеству и безопасности, выявляются и изымаются при • обороте и торговле на внутреннем рынке Кыргызской Республики.

Еще одним актуальным вопросом являлся вопрос информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов в рамках Евразийского экономического союза в связи с контролем за уплатой косвенных налогов в отношении импортных товаров.

Проблемой для Кыргызской Республики является уклонение от уплаты косвенных налогов в отношении импортных товаров. Установлены факты, когда киргизские фирмы покупают в государствах- членах Евразийского экономического союза ранее ввезенный товар на таможенную территорию Евразийского экономического союза, ввозят указанный товар на территорию Кыргызской Республики, продают другой киргизской фирме, косвенные налоги не уплачивают. После этого такие фирмы прекращают свою деятельность.

Сложности возникают у киргизских экспортеров при торговле со странами Евразийского экономического союза.

Экспортеры не осведомлены о правилах технического регулирования в Евразийском экономическом союзе, в связи с чем, товары следуют на территорию Республики Казахстана и Российской

Федерации без необходимых документов, подтверждающих соответствие товаров установленным требованиям Евразийского экономического союза.

В Кыргызской Республике нет информационного портала для экспортеров и импортеров, что усложняет доступ к получению актуальной информации о правилах импорта, экспорта и транзита товаров.

В практике работы экспортеров и импортеров Кыргызской Республики не используются современные международные стандарты и рекомендации по электронному информационному обмену. Повсеместно используется бумажный документооборот. Кроме того, выявлены существенные пробелы в знаниях о разработанных СЕ- ФАКТ ООН международных стандартах и рекомендациях.

По результатам семинаров-тренингов определены следую- щие рекомендации.

Рекомендуется проведение повторного семинара с более системным отбором слушателей и привлечение в обязательном порядке лиц, входящих в состав Совета по упрощению процедур торговли в Кыргызской Республике.

Предлагается разработать практическое руководство для экс- портеров Кыргызской Республики по торговле с Китайской Народ- ной Республикой. В таком практическом руководстве должны быть пошагово расписаны все особенности и сложные случаи процедур импорта в Китайскую Народную Республику. Такое руководство должно быть оформлено в простой и доступной форме, содержать ответы на наиболее частые вопросы, а также отражать специфику работы с китайскими контрагентами.

Необходимо также разработать краткое практическое руководство для экспортеров Кыргызской Республики по торговле со странами Евразийского экономического союза. Особый упор предлагается сделать на соблюдение норм технического регулирования, расписать порядок получения необходимых документов.

Для решения проблем доступа к информации о правилах, регулирующих внешнюю торговлю товарами, предлагается разработать национальный информационный портал. Создание портала будет

способствовать реализации Соглашения об упрощении торговли Всемирной торговой организации. Целесообразно привлечь к дан- ной работе UNCTAD и International Trade Centre.

Указанные выше практические руководства возможно будет разместить на таком национальном информационном портале.

В целях усиления национального потенциала Кыргызской Республики и других государств-членов ЕАЭС в области международных стандартов содействия международной торговле и электронной коммерции представляется целесообразным создание Регионально- го учебного центра на базе Кыргызского экономического университета им. М. Рыскулбекова. Представляется, что указанный учебный центр в тесном взаимодействии с ЕЭК ООН сможет на регулярной основе проводить тренинги по разработанным модулям для государственных служащих и представителей бизнеса, продвигать стандарты и рекомендации СЕФАКТ ООН. В дальнейшем представители Центра смогут участвовать в деятельности СЕФАКТ ООН, будут точкой опоры СЕФАКТ ООН и ЭСКАТО ООН в регионе Центральной Азии, оказывать методологическую, организационную
и техническую поддержку мероприятий и исследований. 

Создание вышеуказанного учебного центра актуально не только для Кыргызской Республики, но и для других государств-членов Евразийского экономического союза и стран Центральной Азии.

Библиографический список:

  1. Агрегированный индекс эффективности логистики Всемирного банка // Официальный сайт. URL: https://lpi.worldbank.org/about (дата обращения: 16.08.2018).

  2. База данных нотификаций Соглашения Всемирной торговой организации по упрощению процедур торговли // Официальный сайт. URL: https://www. tfadatabase.org/members/kyrgyz-republic (дата обращения: 16.08.2018).

  3. Глобальное исследование ООН по реализации мер содействия торгов- ли и безбумажной торговли // Официальный сайт. URL: https://unnext. unescap.org/content/un-global-survey-trade-facilitation-and-paperless-trade- implementation-2017 (дата обращения: 16.08.2018).

  4. Кожанков А.Ю. Соглашение Всемирной торговой организации об упрощении торговли: предпосылки принятия и общая характеристика // Вестник Россий- ской таможенной академии. 2016. No 4. С. 37–43

  5. Кожанков Ю.А., Бондаренко А.В. Правовые и организационные подходы в меж- ведомственном взаимодействии и государственно-частном партнерстве в Киргизской Республике // Таможенное дело. 2011. No 3. С. 25–33.

  6. Рейтинг Всемирного банка Doing Business // Официальный сайт. URL: http:// www.doingbusiness.org/rankings?region=europe-and-central-asia (дата обраще- ния: 16.08.2018).

     

Add your Comment